Малый бизнес, пожалуй, является наиболее уязвимым и чувствительным к изменениям конъюнктуры рынка и предпочтений потребителей. Кроме того, из-за относительно небольших оборотов кредитные организации нередко очень неохотно предоставляют кредиты субъектам малого бизнеса. В результате даже небольшие колебания рынка и, тем более, изменения в макроэкономической ситуации могут привести к недостатку оборотных средств и в конце концов к накоплению долгов, с которыми предприниматель уже не может справиться.

В ряде случаев оптимальным выходом из финансового тупика может стать процедура банкротства, которая, как следует из законодательства, является инструментом финансового оздоровления. В случае успешного и юридически грамотного прохождения этой процедуры фирма получает шанс возобновить свою деятельность и учесть допущенные ранее ошибки. Самое главное – на организации не будет висеть груз предыдущих долгов, что позволит избежать давления со стороны кредиторов и коллекторов.

Процедура банкротства субъектов малого бизнеса не отличается от процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законодательством для юридических лиц в целом. Все этапы этой процедуры закреплены в федеральном законе «О банкротстве». Так же, как и другие юридические лица. Субъект малого бизнеса может сам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом, также это могут сделать уполномоченные государственные органы или кредиторы.

Если суд признает должника неплатежеспособным, то в компании последовательно вводятся процедуры наблюдения и внешнего управления. Этот период (зачастую достаточно длительный) позволяет многим должникам стабилизировать свое финансовое положение и найти пути выхода из кризисной ситуации. Главный плюс в этот период – запрет на начисление пеней и штрафов по просроченным долгам, что существенно снижает финансовую нагрузку на организацию.

По итогам внешнего наблюдения в случае постепенной нормализации финансового положения фирма может заключить мировое соглашение с кредиторами, в рамках которого возможно составление новых графиков реструктуризации задолженности. В противном случае вводится процедура конкурсного производства, в ходе которой производится распродажа имущества организации-должника. Немаловажно, что даже если средств, вырученных от реализации этого имущества, будет недостаточно для выплаты всего объема задолженности, долги банкрота считаются погашенными. Таким образом, процедура банкротства даже при худшем варианте развития событий дает предпринимателям возможность избавиться от претензий кредиторов.

Контакты:

%d0%bb%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d0%bd-%d0%b0

Лыжин Андрей
Арбитражный управляющий

Предприятия и организации среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности так же, как и субъекты малого бизнеса, могут оказаться в сложной финансовой ситуации. Это связано, в том числе, и с более пристальным вниманием надзорных органов к таким субъектам экономической деятельности. Кроме того, нередко существенное влияние оказывают постоянные изменения законодательства, регулирующего ту или иную сферу экономической деятельности.

Более серьезные масштабы, характеризующие работу субъектов среднего бизнеса, как правило, влекут за собой и более серьезную финансовую нагрузку, а в случае нестабильности – больший объем задолженности. Тем не менее, финансовое оздоровление компаний, относящихся к категории среднего бизнеса, и возобновление их деятельности вполне возможно при грамотном применении процедуры банкротства.

Конечно, даже само слово «банкротство» имеет определенную негативную окраску, и многие представители бизнес-сообщества предпочитают не рассматривать такую возможность в отношении своей компании. Но вопреки сложившимся стереотипам именно введение процедуры банкротства (естественно, при соблюдении всех юридических нюансов) позволит избежать наращивания объема задолженности, с одной стороны, и давления (как физического, так и морального) со стороны кредиторов – с другой.

Например, при введении по решению арбитражного суда процедуры наблюдения с имущества организации снимаются аресты, приостанавливается исполнительное производство, в рамках этой процедуры компания получает полгода на то, чтобы найти выход из сложившейся сложной ситуации, и при этом на образовавшуюся задолженность не начисляются штрафы и пени. Во многих случаях эта передышка позволяет предпринимателям рассчитаться с долгами и продолжить стабильно работать. Этому в определенной мере могут способствовать и внешнее наблюдение, и тем более – мировое соглашение с кредиторами. В любом случае, конечным результатом процедуры банкротства станет списание остатков задолженности и возможность начать работу с чистого листа.

Страховые и финансовые организации (к которым относятся как банки, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, потребительские кооперативы и ряд других организаций) работают под жестким контролем государственных регуляторов и надзорных органов. Это неудивительно, так как их деятельность предполагает работу с высоколиквидными активами, такими, как денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность и т.д. И в случае неправомерных действий эти активы могут быть очень быстро отчуждены, что нанесет большой ущерб кредиторам. Именно это и является причиной того, что законодательство предусматривает особый порядок финансового оздоровления (банкротства) финансовых организаций. Кроме того, большое внимание уделяется предупреждению финансовой несостоятельности и невозможности выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Отдельный параграф в федеральном законе о банкротстве предусматривает целый ряд особенностей для процедуры банкротства финансовых организаций. В частности, не применяются такие процедуры, как финансовое оздоровление и внешнее управления, невозможно заключение мирового соглашения, но при этом контролирующий орган – Центробанк России – может в определенных случаях применять досудебные меры финансового оздоровления. К таким мерам относятся назначение временной администрации и реорганизация финансовой организации. При назначении временной администрации к ней частично либо полностью переходят полномочия исполнительного органа финансовой организации. Временная администрация назначается на 6 месяцев, и если за этот период никакие меры санации не дадут положительного эффекта, в финансовой организации сразу вводится процедура конкурсного производства.  

Выполнение функций временной администрации и конкурсного управляющего требуют большого профессионального опыта, поскольку предполагают большой объем работы с финансовыми и юридическими документами, долговым портфелем и сделками должника и его клиентов. Все этапы санации и банкротства финансовых организаций проходят про пристальным контролем государственных органов.

Строительство часто называют локомотивом экономики. Это действительно так, поскольку развитие этой отрасли «тянет» за собой и развитие сопутствующих отраслей, в том числе, производство строительных и отделочных материалов, машиностроение, химическую отрасль и т.д. Но и кризисные явления бьют, в первую очередь, по строительству. Это связано, в том числе, с отсутствием или минимальным объемом собственных оборотных средств и высокой закредитованностью отрасли, особенно если речь идет о жилищном строительстве. За последние несколько лет в России количество строительных компаний заметно сократилось – именно из-за очередной волны финансового кризиса. Наиболее серьезные проблемы возникли у тех застройщиков, которые не смогли исполнить свои обязательства не только перед кредиторами, контрагентами и поставщиками коммунальных ресурсов, но и перед государством и дольщиками.

Но банкротство – еще не приговор, в том числе, если речь идет о строительной компании. Нередко вовремя предпринятые антикризисные меры, грамотно выстроенные отношения с контрагентами и кредиторами помогают компании пережить сложный период и восстановить финансовую устойчивость. И процедура банкротства может стать одной из таких мер, тем более, что, как и другие юридические лица, строительные компании могут сами подать в арбитражный суд иск о признании себя банкротом, заметив признаки надвигающейся финансовой несостоятельности и не дожидаясь этого шага  со стороны кредиторов.

Так же, как и в случае с другими юридическими лицами. Банкротство строительной компании, в первую очередь, является процедурой финансового оздоровления – недаром такая мера, как распродажа имущества организации применяется лишь в крайнем случае, когда все другие шаги не дали положительного эффекта. Зачастую само начало процедуры банкротства (процедура наблюдения) помогает строительной компании начать решать свои финансовые проблемы за счет разблокирования счетов, прекращения действий по исполнительным производствам и снятия ареста с имущества. Положительным фактором является также то, что на основную долговую массу не начисляются пени и штрафы. Процедура внешнего управления также дает определенную финансовую передышку компании-должнику

Немаловажным фактором в ходе процедуры банкротства является выстраивание отношений с кредиторами, поскольку условия мирового соглашения также очень важны для тех, кто собирается продолжать свою деятельность. Если все эти меры не приводят к желаемому результату, то введение конкурсного производства позволяет соразмерно удовлетворить требования кредиторов, после чего задолженность будет считаться погашенной.

Федеральное законодательство четко определят, что такое градообразующие предприятия - это юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также юридические лица, численность работников которых превышает 5 тысяч человек. Подобные предприятия, как правило, расположены в небольших населенных пунктах, и их финансово-хозяйственное состояние оказывает существенное влияние на жизнь населения поселка или небольшого города. Именно из-за высокой социальной значимости градообразующих предприятий законодатель установил ряд особенностей для процедуры банкротства таких юридических лиц, которые направлены именно на сохранение предприятия и восстановление его платежеспособности.

Так, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. Также в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Внешнее управление на градообразующем предприятии может вводиться арбитражным судом не только на основании решения совета кредиторов, а также по основаниям, предусмотренных законом о банкротстве для прочих юридических лиц, но и по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного в качестве лица, участвующего в деле о банкротстве, органа федеральной или региональной исполнительной власти. Правда, только при условии предоставления этими органами власти или местного самоуправления поручительства по обязательствам предприятия-должника.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом. После чего дело о банкротстве градообразующего предприятия может быть прекращено.

Если же дело дошло до продажи градообразующего предприятия, то и здесь органы местного самоуправления или привлеченные к участию в деле о банкротстве федеральные или региональные органы исполнительной власти также могут влиять на условия продажи с тем, чтобы смягчить последствия банкротства для жителей населенного пункта. Например, по ходатайству органов местного самоуправления или государственной власти существенным условием договора купли-продажи градообразующего предприятия может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников на дату его продажи в течение определенного срока. Органы власти могут поставить и другие условия, но только с согласия собрания кредиторов. И если покупатель не выполнит эти условия, договор купли-продажи может быть расторгнут.

Деятельность управляющих компаний, товариществ собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций очень часто привлекает к себе внимание общественности. Причины этого не только в некачественном выполнении своих обязанностей, но и в том, что эти организации постоянно фигурируют в перечнях должников. Порой размер их задолженности исчисляется десятками миллионов рублей, что неизбежно влечет за собой появление вопросов по поводу их финансовой состоятельности. Да и в практике арбитражных судов дела о банкротстве организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не редкость.

Несмотря на социальную значимость юридических лиц, работающих в сфере ЖКХ, законодательство не предусматривает никаких юридических особенностей для дел об их банкротстве. Необходимо признать, что процедура финансового оздоровления зачастую очень важна именно для ресуроснабжающих организаций (РСО), являющихся собственниками производственных объектов, таких, как котельные, сети, в том числе водоснабжения и водоотведения, трансформаторные подстанции и прочие объекты жизнеобеспечения. Актуальность признания такого предприятия несостоятельным должником (банкротом) заключается еще и в том, что накопившее задолженность РСО в рамках таких процедур, как наблюдение или внешнее управление, получает возможность не наращивать долг за счет фиксации объема просроченной задолженности, на которую с момента ведения процедур банкротства не начисляют пени и штрафы. При этом РСО может продолжать осуществлять свою уставную деятельность, не опасаясь ареста счетов и имущества.

При внешней стандартности процедура финансового оздоровления управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций, как и ТСЖ, требует специфических знаний и опыта. Кроме того, в нормативно-правовую базу, регулирующую как сферу ЖКХ, так и тарифообразование, постоянно вносятся изменения, порой кардинальные. И это также может иметь существенное значение при рассмотрении дел о банкротстве таких предприятий.

Риски, которые сопутствуют деятельности предприятий агропромышленного комплекса, очевидны: они связаны с сезонностью этого бизнеса, а также с наличием зависимости от природных факторов, не поддающихся прогнозированию. Одновременно для того чтобы конкурировать с зарубежными производителями сельхозпродукции, российским аграриям сегодня необходимы серьезные инвестиции. Как правило, используются заемные средства, но далеко не всегда сельхозпредприятиям удается справиться со всеми обязательствами – и перед кредиторами, и перед сотрудниками, и перед бюджетами. В результате может возникнуть вопрос о банкротстве.

Если рассматривать банкротство не как окончательную гибель предприятия, а как процедуру финансового оздоровления, то можно отметить, что, во-первых, оно дает шанс должнику выбраться из финансового тупика, а во-вторых, законодательство предусматривает ряд особенностей процедуры банкротства именно сельскохозяйственных предприятий, что позволяет не только выжить, продолжить свою деятельность, но и «обнулить» свои обязательства перед кредиторами, сбросив груз долгов.

Так, при анализе финансового состояния сельскохозяйственного предприятия должны учитываться не только отчеты бухгалтерии, но и сезонность конкретного производства, влияние на него негативных природно-климатических факторов, возможность удовлетворить требования кредиторов после завершения сезонного цикла работ.

Сезонность учитывается и при ведении внешнего управления. Для предприятий агропромышленного комплекса внешнее управление вводится не на 6 месяцев, как для прочих юрлиц, а на срок до окончания конкретного периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, которое необходимо для реализации полученной продукции. Если же в ходе первого установленного арбитражным судом срока возникли какие-то чрезвычайные обстоятельства, повлиявшие на финансовое состояние предприятия (засуха, заморозки, наводнения, болезни животных или растений и т.д.), то этот срок может быть продлен.

Аналогичные особенности имеет процедура внешнего управления, вводимая для сельхозпредприятия. В связи с непредвиденными обстоятельствами чрезвычайного характера срок внешнего управления может быть продлен на 1 год.

Если же в ходе конкурсного управления было принято решения начать реализацию имущества должника, то здесь преимущественное право приобретения имущества имеют лица, занимающиеся производством или производством с последующей переработкой сельхозпродукции, чьи участки непосредственно прилегают к земельным участкам должника. При отсутствии таких покупателей преимущественным правом будут пользоваться сельхозпроизводители, находящиеся в том же регионе, что и предприятие-банкрот.

Банкротство физических лиц – процедура для нашей страны относительно новая: соответствующие изменения в закон о банкротстве вступили в силу лишь осенью 2015 года. За прошедшее время в арбитражных судах уже наработана определенная практика, позволяющая говорить о том, что процедура личного банкротства актуальна как для предпринимателей (в том числе индивидуальных), так и для лиц, замещавших руководящие должности в организациях-банкротах, и для граждан, которые по тем или иным причинам не сумели справиться со взятой на себя долговой нагрузкой.

Для того, чтобы физическое лицо было признано финансово несостоятельным (банкротом), необходимо соблюдение ряда условий. Например, сумма задолженности физлица должна превышать 500 тысяч рублей, а период просрочки должен быть более трех месяцев.

Так же, как и в случае с юридическими лицами, инициатором процедуры банкротства физлица может быть как сам должник, так и его кредиторы. Основной акцент на всех стадиях процедуры банкротства делается на том, чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие должника и его кредиторов, направленное на разработку и соблюдение плана по погашению задолженности с учетом интересов кредиторов и реального финансового положения банкрота.

Серьезную роль в процедуре банкротства играет конкурсный управляющий, на которого законом возложены обязанности урегулирования отношений должника с кредиторами. Кроме того, конкурсный управляющий проводит работу по выявлению активов должника, которые могут быть реализованы.

Должнику предоставляются определенные гарантии. Например, за ним  гарантировано сохранятся минимальный доход и необходимое для жизни имущество – его нельзя изъять с целью дальнейшей реализации для выплаты задолженности. Закон предусматривает обнуление задолженности физлица в том случае, если суммы, вырученной от реализации его имущества, оказывается недостаточно для погашения всех долгов. При этом на физлицо-банкрота накладывается ряд ограничений на определенный срок, по истечении которого бывший банкрот может продолжать, в том числе, предпринимательскую деятельность, не опасаясь претензий со стороны бывших кредиторов.